В традиционных обрядовых действиях на Руси очень большое место занимали хлеб, караваи, блины, оладьи, калачи, булки, баранки, пироги, пряники и сдобная стряпня. Крестьяне верили, что изготовление и поедание обрядового хлеба чудодейственно обеспечит изобилие до следующего праздника или даже на весь год. К Рождественским празднествам в Енисейской губернии готовили много сдобных изделий.
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причём мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII вв.еках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Пряности называли «сухими духами», среди которых наиболее популярными были чёрный перец, итальянский укроп, цитрусовые — померанцевая корка и лимон, мята, кориандр, ваниль, имбирь, кардамон, корица, анис, бадьян, тмин, мускат, гвоздика.
По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида: лепные, вырезные и печатные.
Лепные пряники были распространены на русском Севере. Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось — их лепили из теста прямо руками. Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря.
Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.
Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами — так называемыми пряничными досками. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обработанным рельефом или, как его еще называют, контррельефом. Мастер, режущий пряничную доску, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы. К тому же ему необходимо обладать пространственным воображением, чтобы представлять, как будет выглядеть та или иная деталь формы после получения отпечатка на тесте.
Известный исследователь Сибири, участник Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, Степан Крашенинников, имея в виду красноярцев, отмечал, что «В день Рождества Христова здешние жители нарочно пекут из теста коровок, собак, зайцев и иных зверей, которых называют „козулками“, ими щедро наделяют приходящих в дом „славщиков“, а иным вместо козулек орехами или пирогами славенье дают».
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея