Добро пожаловать на ярмарку! Читайте истории товаров под номерами, а в красных коробках ищите новогодние подарки :)

Как получить подарок? Сыграйте в 5 мини-игр и в конце каждой получите секретное слово. Соберите из слов фразу и напишите ее нам в Телеграме. Первые 10 человек получат товары с этой ярмарки и парные пригласительные билеты в музей. А еще не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал!

Коньки
В XIX веке на Рождество было принято ходить на торжественное богослужение, устраивать званые обеды, балы, маскарады, кататься с горок, на санях, лыжах и коньках. И вот те самые коньки вы могли бы приобрести на рождественских ярмарках.

Как же появились коньки? Еще в древние времена люди катались по льду на костях животных: крупные берцовые кости распиливали вдоль, шлифовали поверхность распила, буравили отверстия, чтобы привязать свои «коньки» к ноге. Длиною они были около 30 см.

С XIV века научились делать деревянные коньки с металлическими полозьями. В Россию коньки привез из Голландии в конце XVII века Петр I. Не желая возиться с веревками и ремнями, он намертво прикрепил их к подошве башмаков. В конце XVII-начале XVIII века стали делать стальные коньки в Нидерландах и Англии. А уже в XIX веке норвежские конькобежцы К. Вернер и Аксель Паульсон (в честь которого назван прыжок «аксель») изобрели коньки с тонким лезвием современного типа.
В Красноярске в XIX веке коньки можно было встретить чаще всего кустарного производства. Они были довольно примитивны в изготовлении. Два деревянных бруска в виде подошвы, верхняя часть плоская, нижняя — округлая. В центре вставлены металлические полоски, закругленные к носку. По бокам бруска по два отверстия для ремня, чтобы привязать конек к обуви.

Подобные коньки были у красноярцев еще и в советское время. Одни такие коньки хранятся в фондах музея. Они принадлежали Жоресу Петровичу Трошеву (1926−2010), члену Союза писателей, краеведу. Современные же коньки делятся на беговые, хоккейные и для фигурного катания.
На фотографии каток на Сокольской площадке. «Сокольской площадкой» называлась спортивная площадка красноярского гимнастического общества «Сокол», она находилась за рекой Качей, за Радайкиным мостом. Летом на площадке проходили различные спортивные соревнования, а зимой заливался каток. Площадка находилась в районе сегодняшнего дивизиона ГИБДД между рекой Качей и будущей улицей Брянской, там сейчас существует переулок Сокольский.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Рябчик
Рябчиков готовили на Руси с древних времен. Разнообразные блюда из мяса этой птицы всегда были на рождественских столах в Сибири. Рябчик имеет тонкий вкус с легким привкусом горчинки и высокую питательность: в мясе в среднем содержится 22,8% белков и 2,14% жиров.

Кто-то добывал рябчика на охоте, а кто-то отправлялся за ними на ярмарки. Как же выбирали эту дичь? При покупке рябчиков нужно было обратить внимание на то, чтобы они «не имели дурного запаха, не были разбиты выстрелом. Хороший рябчик должен быть мясистым. Аромат свежего и хорошего рябчика должен быть приятно-смолянистым».
Дичь подавали в жареном и тушеном виде, использовали в качестве закусок и в салатах, а также готовили фаршированные котлеты. В купеческих домах могли подать к рождественскому столу блюдо «Рябчик империаль на шампанском». Оно простое в приготовлении, но довольно изысканное. Рябчиков очищали, мыли, обдавали кипятком и отваривали в игристом вине с добавлением сливок, кусочков маринованных огурцов или каперсов. Бульон загущался до состояния соуса средней густоты. Порционно разделанные кусочки рябчика выкладывались на блюда и обильно поливались соусом.

Интересный факт. В состав известного праздничного салата «Оливье» изначально входили именно рябчики.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Сбитень
«Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка»

На рождественских базарах было множество людей, занимавшихся ручной торговлей вразнос. Что только не продавали с лотков: баранки, ветчину, дичь, фрукты, булавки, иголки, ленты, ткани, платки, игрушки, куклы, табак, горячие пироги, завернутые в тряпку.

Но самым популярным товаром у торговых людей был сбитень. Стоял продавец этого напитка на самых оживленных местах для торговли. Часто для сбитенщиков устанавливали специальные «сбитенные курени», в которых можно было не спеша насладиться чудесным напитком.
Сбитенщиков можно было легко узнать по их характерному облачению: вокруг пояса были подвязаны специальные стаканы для горячих напитков, а в руках они держали специальный медный чайник — сбитенник. Сбитенник похож на обычный самовар, но оснащен ручкой для переноски и носиком для наливания, как у чайника. Внутри такой сосуд разделялся перегородкой на две части, изолированные друг от друга.

Готовился сбитень так. В резервуар сбитенника, расположенный рядом с носиком, закладывали мед, душистые травы (шалфей, зверобой и другое разнотравье), специи и наливали воду. В другую часть насыпали щепочки и шишки, которые затем поджигали, чтобы нагреть соседний отдел. Внутри сбитенника была труба-жаровня с раскаленными углями, которая не давала содержимому остыть. В эту трубу сбитенщики время от времени подсыпали угли из специальной сумки, висевшей на поясе. В довершение образа на плече торговца красовалась еще и связка бубликов.
Чаще всего продавцами сбитня были крепкие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила, чтобы носить в руках сбитенник, пояс для стаканов, угли и угощения для покупателей ярмарки.

Сбитенщики с шутками и прибаутками нахваливали свой товар: «Ай да сбитень, сбитенек! Кушай девка, паренек! Кушайте и пейте, денег не жалейте. Сбитень сладкий на меду, ну-ка меду подкладу! А как буду я варить, сбитень будут все хвалить!».

В морозную погоду, на рождественских ярмарках отбоя от покупателей не было, уж очень хорошо согревал такой напиток. Сбитень долгое время был очень популярен.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Открытое письмо. Сбитенщик. Начало ХХ в.
Пиво
Кто первый сварил пиво — мы не узнаем никогда. А кто придумал его продавать — и подавно. Пиво — настолько древний напиток, что установить его создателей просто невозможно. Говорят, еще Ной перевозил пиво на своем ковчеге.

Пиво пили и простой народ, и люди с деньгами. На базарах, ярмарках и торговых площадях часто продавали этот древний напиток.
Приготовленные в домашних условиях пиво и квас стали непременными атрибутами общественной жизни еще во времена основания Красноярского острога. В архивных документах содержатся многочисленные свидетельства о производстве и употреблении пива, о сборах с его продажи. Об этом популярном среди красноярцев напитке упоминается в «Сведениях о сборе ясака и налогов», датируемых XVII веком, в записках путешественников Д. Г. Мессершмидта и Л. С. Палласа. Сведения о пиве встречаются у декабриста А. П. Беляева и в книге первого губернатора А. П. Степанова.
Качество пива было высоким, но встречались и не очень добросовестные производители. Вместо хмеля к пиву добавляли трилистник, дубовую кору, полынь, корень горечавки. Вместо ячменя могли использовать картофельную муку. Для образования белой густой пены добавляли глицин. Для осветления применяли серную кислоту. Вредным было и применение фарфоровых пробок с резиновой прокладкой — они содержали значительное количество сурьмы, свинца, которые переходили в пиво.
«Продажа пива, портера и меда дозволяется в трактирных заведениях, постоялых домах, временных выставках, винных и ведерных лавках. Торговля напитками, в том числе и пива, портера и меда, с 7 часов утра до 10 часов в селениях, а в городах до 11 часов вечера», — писали в Уставе 1886 года.

В конце XIX века домашнее пивоварение стало заводским. Самый ранний архивный документ, в котором содержится упоминание о пивном заводе, датируется 1875 годом. В 1877 году пивомедоваренный завод перешел в собственность семьи красноярского купца 1-й гильдии Геннадия Васильевича Юдина.
Группа мужчин с пивными кружками. 1900-е
На заводе изготавливались различные сорта пива стоимостью от 1,2 до 3 рублей за ведро. Цена одной бутылки была достаточно высокой — 20 копеек. Продажа осуществлялась в пивных лавках Красноярска, в том числе и на ярмарках, базарах.
Пивная кружка с крышкой. 1897
Пивная кружка с крышкой. Конец XIX — начало XX в.
Объявление о продаже пива «Пильзенское» на Новобазарной площади и в бывшем заводе «Пивовар». Красноярск. 1922
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Маска
Излюбленным развлечением городских и деревенских жителей Енисейской губернии были маскарады (маскерады). Проводились они в Святки — 12 дней между Рождеством и Крещением. В другое время Церковь ряженых не одобряла.

В деревнях молодежь вечерами собиралась на «вечерки» с «игришшами», но только до первых петухов — иначе «набежит нечистая сила — шишкуны. Веселились «машкированием», ряжением в разные одежды и маски. В каждом селении в эти дни устраивались посиделки пожилых людей: старики и старухи собирались в домах за разговором о своих делах, пили чай, вино, пиво, но понемногу; на столе — тарелки с пряниками, изюмом, кедровым орехом, обязательно рыбный пирог, различные «прикуски».
Вдруг на улице раздавался шум, говор, звон колокольцев и бубенчиков у ворот. Двери распахивались, и входили «машкированные». Это молодежь, человек 15−20. Играли на балалайке, гармони, пели. Старики и старухи старались узнать, кто под той или иной маской — «личиной». Гости садились за стол, лакомились угощеньями и отправлялись дальше, в другой дом. Ряженые изменяли походку, голос, манеры, старались насмешить хозяев и остаться неузнаваемыми.

Маски и наряды отличались большим разнообразием: «бука» — лицо в саже, на голове рога, на ушах лохмотья; «черт» — с рогами и хвостом; «шаман» — в маске, в тунгусском платье, с бубном и колокольцами; «смерть» — в белой маске, нос из свёклы, клыки из репы, в белых одеждах; «медведь» — человек в медвежьей шкуре, становящийся то на четвереньки, то «на задние лапы».

В городах Святки тоже праздновались с большим размахом. Устраивались балы, танцевальные вечера, святочные маскарады. Много проходило маскарадов с «интригующими» масками на злобу дня.
Благодаря старожилу И. Ф. Парфентьеву до наших дней дошла любопытная история про известного красноярского мецената: «Петр Иванович Кузнецов любил посещать маскарады и любил маски угощать чаем, конфетами и шампанским. Однажды его жена Александра Федоровна вздумала испытать мужа, закостюмеровалась и приехала в маскерад, а он, угощая масок, привязывается к ней, как к новой маске, ухаживает, угощает шампанским, она же не пила и была никем не узнана, а на завтра всё выговорила мужу. Кузнецов же жену боялся и очень уважал».
Маска маскарадная. Вторая половина XIX в.
Афиша маскарадов 1 и 3 января 1893 года в зале Красноярского Ремесленного Собрания
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Пряники
В традиционных обрядовых действиях на Руси очень большое место занимали хлеб, караваи, блины, оладьи, калачи, булки, баранки, пироги, пряники и сдобная стряпня. Крестьяне верили, что изготовление и поедание обрядового хлеба чудодейственно обеспечит изобилие до следующего праздника или даже на весь год. К Рождественским празднествам в Енисейской губернии готовили много сдобных изделий.
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причём мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII вв.еках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Пряности называли «сухими духами», среди которых наиболее популярными были чёрный перец, итальянский укроп, цитрусовые — померанцевая корка и лимон, мята, кориандр, ваниль, имбирь, кардамон, корица, анис, бадьян, тмин, мускат, гвоздика.
По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида: лепные, вырезные и печатные.

Лепные пряники были распространены на русском Севере. Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось — их лепили из теста прямо руками. Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря.

Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.

Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами — так называемыми пряничными досками. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обработанным рельефом или, как его еще называют, контррельефом. Мастер, режущий пряничную доску, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы. К тому же ему необходимо обладать пространственным воображением, чтобы представлять, как будет выглядеть та или иная деталь формы после получения отпечатка на тесте.
Известный исследователь Сибири, участник Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, Степан Крашенинников, имея в виду красноярцев, отмечал, что «В день Рождества Христова здешние жители нарочно пекут из теста коровок, собак, зайцев и иных зверей, которых называют „козулками“, ими щедро наделяют приходящих в дом „славщиков“, а иным вместо козулек орехами или пирогами славенье дают».
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Самовар
Самовар издавна являлся символом семейного очага, дружеского общения и уюта. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке вплоть до середины XIX века, но это совсем не значит, что обычный люд не мог «откушать чаю» из самовара. Горожане пользовались «общественными» самоварами, придя в трактир, на городскую площадь, и конечно же, посещая ярмарку. За самоваром нередко шли жаркие творческие и политические дискуссии, решались серьёзные вопросы, особенно на ярмарках, где заключались торговые сделки.
Также на ярмарках можно было купить не только «самоваренный» напиток, но и сам самовар. Рыночная стоимость зависела от размера, формы и веса. Самые дорогие стояли 18−40 рублей, дешевые — от 12 до 15 рублей. Помимо выставленных ярмарочных моделей, можно было заказать самовар по прейскуранту, которые изготавливались не для массовой продажи. Оценивались такие заказы поштучно, цена возрастала в зависимости от материала, размера и дополнительных декоративных элементов.
Особенно большой спрос на ярмарках имели тульские самовары. Начиная с XVIII века, Тула являлась самоварной столицей. Благодаря развитию оружейного дела многие оружейники стали изготавливать самовары, заниматься изготовлением медной посуды и изделий, открывая свои фабрики. Одним из таких стал бывший оружейник Яков Александрович Лялин, купец 1-й гильдии. При нем состояли его племянники братья Лялины — Михаил Павлович и Николай Павлович.

В фондах Красноярского краеведческого музея хранится самовар тульского производства конца XIX века с латунным покрытием цилиндрической формы на квадратной подставке с клеймом «Братья Лялины».
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Чай
Самовар и чаепитие – эти два понятия стали неразделимы. Благодаря чаепитию сформировался образ традиционного русского гостеприимства. Но сам вкус чая в России узнали только в XVI веке, однако задолго до его появления в Европе. Первыми попробовали чай жители Сибири, куда он проник из Монголии, а в 1638 году чай появился при русском царском дворе под названием «китайская трава».
К середине XIX века чай активно стали продавать и подавать на ярмарках, особенно на рождественских. В Сибири был распространен так называемый «кирпичный» чай – прессованная чайная крошка. Из отходов чайного листа и веточек прессовались плитки – технология прессовки таких кирпичей была разработана именно русскими купцами. Такой чай был куда менее качественным, но более крепким, с высоким содержанием кофеина, поэтому пользовался спросом у небогатого крестьянства России. А главное такие «кирпичи» стали самым дешёвым чаем, потому что их было легко транспортировать, порой их перевозили в обычных мешках, так как даже высокая влажность не могла сильно испортить этот чай, в отличие от весового, «байхового».
Традиции чаепития активно начинают входить в повседневную жизнь не только дворян, купцов, мещан, но и крестьян. В простонародных домах чай пили «до седьмого пота», горячим, чтобы губы жёг. Ведь народная мудрость гласит: «Чай холодный пить – что немилую целовать!».

В Сибири чай пили не менее трёх-четырёх раз вдень, к нему подавали молоко, булки, варенье и пряники. Также варили «затуран» из дешёвого кирпичного чая, с добавлением соли, молока и муки, пожаренной на каком-либо масле.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Крошилка для резки кирпичного чая. 1930-е
Щипцы для сахара
Россия по праву считается одним из пионеров в развитии сахарной промышленности. Первые упоминания сахара относятся к XI веку, и изначально он представлял собой импортный продукт, создаваемый из сахарного тростника и доступный исключительно представителям знати.

Выпить чаю с сахаром стало общедоступной привычкой лишь с XVIII века. Импортный сахар был настолько дорогим, что возникла необходимость в его производстве на территории России. В начале XVIII века Петром I была открыта Сахарная палата в Кремле, в 1718 году он подписал указ о строительстве сахарного завода, который принадлежал Павлу Вестову. Успех завода, ежегодно производившего 600 пудов сахара (1 пуд — 16 килограммов), поспособствовал тому, что Пётр I издал указ, по которому заниматься производством сахара в России могли все желающие. Изначально для производства сахара использовали всё тот же импортный сахарный тростник, и только к 1809 году было налажено производство продукта из отечественного сырья — сахарной свёклы.
Традиция добавлять сахар в чай зародилась в Сибири. Особенностью народного чаепития было пить чай с «угрызением». «Угрызали» кусочки колотого сахара, а точнее, посасывали его. В то время сахар не был рассыпчатым, он представлял собой «сахарную голову» — конус из сваренного по особой технологии сахарного песка, весом от 0,405 г до 16 кг.

В народе предпочитали пить чай, посасывая кусочек сахара, так как это было более экономно, ведь твёрдый и плотный кусочек колотого сахара медленно таял во рту. Этот способ еще называли «вприкуску». Более экономичным было чаепитие «вприглядку» — для самых бедных, когда на блюдечке в центре стола лежал единственный кусочек сахара, который лишь свои видом подслащивал чай.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Щипцы для колки сахара. XIX век
Купить «сахарные головы» можно было и на ярмарке, они были обёрнуты в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась – сахарная бумага. Их можно было приобрести целиком и дома разбить на куски. Однако чаще нарубить «сахарную голову» на определенный вес заказывали приказчикам. Приказчики кололи «сахарные головы» сахарными щипцами, разбивая куски конуса на мелкие части. Такие щипцы производились до 1950-х годов, пока сахар не стал быстрорастворимым продуктом.
Сувениры и посуда
На рождественской ярмарке, поскольку она была приурочена к празднику, горожане могли купить подарки близким или порадовать себя разнообразными сувенирами и красивой посудой. Часть таких товаров производили действовавшие на территории Енисейской губернии заводы. Знаменский стекольный завод, что находился рядом с нынешним посёлком Памяти 13 Борцов, производил до 70 тысяч единиц продукции в год, и расходилась она далеко за пределы губернии. На ярмарках продавали блюда, чашки, кувшины, соусники, молочники и прочее. В фондах музея хранятся молочник и кувшин из синего стекла, изготовленные на Знаменском заводе в начале XX века.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Пепельница. Начало XX века
Абаканский железоделательный завод производил большой ассортимент товаров от утюгов и чугунков до украшенных узорами кувшинов, подсвечников и пепельниц самой разной формы. Один из экспонатов музея — пепельницу с узором в виде цапли с гордостью можно было вручить в подарок.
Привозные товары тоже охотно раскупали, причем некоторые покупки имели свою историю. Керамическая ваза — экспонат нашего музея, была изготовлена Игнатием Юлием Цейзиком, талантливым художником и … фальшивомонетчиком, которого сослали в Сибирь за серию финансовых преступлений. Цейзик был неоднократно судим, отбывал ссылку в Тобольске и Нерчинске, после освобождения переехал с семьёй в Иркутск, где остался до самой смерти. В годы тюремных заключений Цейзик и увлекся лепкой из глины, он делал красивые кружки, миски и кувшины, особенно ему удавались свистульки. Цейзик изобрёл даже особую технику — его изделия выглядели как отлитые из бронзы или другого металла, и только на сколах можно было заметить, что это привычная всем красная глина, но секретом этой техники мастер не поделился. Работа его была очень искусной, даже насекомые на вазе не вырезанные, а вылепленные, клеил он их с помощью жидкой глины. Что интересно, многие изделия фальшивомонетчика Цейзика тоже копировали менее опытные мастера и перепродавали, так они наряду с оригиналами попадали в лавки, магазины и на ярмарки.
Ваза Цейзика. Середина XIX века
Сани
Первые дни Рождества проходили во взаимных поздравлениях и гощениях друг у друга старшего поколения, но с 4-го дня начинался праздник молодёжи, которая могла веселиться вовсю: наряжаться в костюмы, танцевать, водить хороводы, гадать на будущее или на суженого. Но не обходились эти дни и без уличных шумных развлечений, таких как катание с горок, например. Специально для этого сооружали «катушки». Катушка — это большая ледяная гора. Она возводилась или среди улицы, или со спуска к реке. Снеговой её скат поливался водой до образования на нём толстой ледяной корки. Продолжение пути называлось «хвост», для него могло служить полотно реки, расчищенное от снега. Верхняя площадка, «голова» катушки, тоже поливалась водой, обставлялась вехами и украшалась зеленью.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Матвеева К. И. Красноярск времен В. И. Сурикова. 1948
Под вечер каждого дня на «катушку» собирались шумные толпы парней, девушек, ребятишек и вообще всех, кто находил удовольствие в катании с гор. Катались на санях или салазках (детские санки). Сани были в основном домашнего или кустарного производства, сделанные из дерева без единого гвоздя. В повседневной жизни использовали салазки для перевозки вручную мелких хозяйственных грузов, в большие же сани запрягали лошадей, в том числе привозили так свои товары на ярмарку, чтобы торговать прямо с саней. Ну, а в праздники парни, выказывая свою удаль, спускались именно на санках или салазках с головокружительной высоты ледяной горки, посадив к себе на колени одну или двух девушек. Среди последних всегда находились смелые, умевшие самостоятельно управлять саночками и катавшие своих подруг по примеру парней.
Самая большая катушка в Красноярске была у мясных рядов на Каче, она была платная. На ней всегда было много народу и даже местная аристократия приезжала кататься с неё на больших санях и медвежьих шкурах. Но большинство казачьей и мещанской молодёжи устраивали свои районные катушки, так на Песчаной улице (ул. Песочная, сейчас Урицкого), строили катушку казаки, на ней было весело и непринужденно, а потому и посетителей было много. Из-за таких катушек выходили иногда неприятности: так, полиция, считая эту казачью катушку подрывом городского порядка на Каче, пробовала ночью её портить и изрубила весь лед. Наутро, молодёжь, увидев нанесённые повреждения, живо поправила нанесенный вред, а казаки отправились к своему полковому начальству с жалобой на действия полиции. Сотник принял сторону казаков, переговорил с губернатором, который дал распоряжение полиции не трогать казачьих затей, и катушка действовала до конца.
Катание на санках с ледяных горок в селе Ладейском Енисейской губернии, 1892−1893
Салазки (санки) деревянные. Конец ХIХ века
Лапти
На ярмарочных прилавках среди праздничных угощений и украшений нередко можно было увидеть и предметы повседневного спроса, среди которых одежда и обувь. Россию называли порой «лапотной» страной, потому что вплоть до 1920-х годов сельское население носило именно лапти. Однако в Сибири лапти не были популярны, сибиряки предпочитали кожаную обувь, например, чирки. Такие чирки есть в фондах нашего музея, изготовлены они были в начале XX века из кирзы, подошва у них кожаная. Лапти не носили в первую очередь потому, что в местных природных условиях они были непрактичны и во многом неуместны, по такой обуви легко узнавали переселенцев. Также в Сибири не росла липа, из лыка которой плели самые мягкие и прочные лапти, и их нередко приходилось покупать на базарах и ярмарках.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Чирки мужские (верх — из кирзы, подошва — кожаная). Начало XX века
С лаптями связана довольно забавная история из жизни золотопромышленника Николая Мясникова. Среди купцов, промышленников и чиновников бытовала традиция завоевывать расположение губернатора различными подарками. Губернатором в те годы был Василий Кириллович Падалка, человек известный своей честностью и неподкупностью, потому мало кто рисковал предложить ему, или его супруге Елене Вильгельмовне какой-либо подарок. Мясников, отправляясь в деловую поездку в Петербург, попросил жену губернатора разрешения прислать ей из столицы сувенир или редкость в знак уважения. Она согласилась и попросила привезти ей лапти из липового лыка, которых в Сибири не было. Вскоре в губернаторский дом привезли посылку с надписью «с лаптями». Но открыв её, Елена Вильгельмовна увидела два огромных лаптя из чистого золота, такой редкости даже на рождественской ярмарке встретить было нельзя.
Лапти. Конец XIX века
Игрушки-свистульки
На ярмарочных базарах можно было увидеть множество изделий местных ремесленников, в том числе и мастеров гончарного дела. Основу их продукции составляла всевозможная глиняная посуда: миски, крынки, горшки и кувшины, а игрушки выступали в качестве второстепенного сопутствующего товара, к созданию которого привлекались даже дети мастеров.

Игрушка-свистулька представляет собой сосудообразную флейту со свистковым устройством в виде различных животных (птицы, лошади, козы) или человека-наездника. Снаружи игрушка раскрашивалась и покрывалась глазурью. Лепилась она на пальцах из небольшого куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании её полой звуковой части – свистка. Секрет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного расположения воздуходувного канала и находившегося под ним отверстия для выхода части воздуха.
Фотографии из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
К концу XIX века детям на Рождество стали чаще дарить игрушки, а не только сладости. Небольшая цена на ярмарке привлекала покупателей, которые с удовольствием приобретали яркие игрушки-свистульки для своих детей.

Однако свистулька была не только детской забавой, но являлась и важным элементом удачной торговли в условиях многолюдного и шумного базара. От криков торговцев на Новобазарной площади стоял постоянный гул, здесь каждый нахваливал свой товар как мог. И чтобы покупатель не прошел мимо прилавка, продавцы использовали звонкий свист и музыкальные трели глиняных птиц, чтобы перекрыть ярмарочный шум и привлечь внимание людей к своему основному товару.
Павловопосадский платок
На рубеже XIX-XX веков прекрасным подарком для девушки, приобретённым на рождественской ярмарке, мог стать павловопосадский платок.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. Платки появились в женском гардеробе в конце XVII века и стали излюбленным украшением одежды состоятельных дам того времени. Спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.
Л. В. Попов «Портрет жены в пёстром платке», начало XX века. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Сегодня «русский платок» узнают во всем мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции русского народного искусства и творческое заимствование из культур других этносов. Цветы, резные узоры наличников и прялок, домотканая вышивка и элементы иконописи – всё это является частью знаменитого рисунка.
Платок. Из фондов КККМ
В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков упоминалось в 1795 году. Фабрика, из которой впоследствии развилась платочная мануфактура, была основана зажиточным крестьянином Иваном Лабзиным. В 1850-х годах Яков Лабзин, правнук Ивана, и Василий Грязнов перепрофилировали фабрику на производство шерстяных набивных шалей и платков. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов, а расцвет мануфактуры пришелся на 1870-е годы.
Рисунки на павловопосадских платках менялись от восходящих к турецкому узору до натуралистических цветочных мотивов. В 1870-х годах при создании рисунка отдавалось предпочтение таким садовым цветам, как роза и георгин. Окончательное оформление стиля происходит в конце XIX – начале XX века. Формируется объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне. Иногда рисунок дополнялся орнаментом и стилизованными растительными элементами.

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Мастера, создававшие их, получали высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках.